Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Предэкзаменационный лагерь клуба Шудокай 2016

Обсуждение статей, опубликованных на нашем сайте и не только...

Модератор: kre:all

Предэкзаменационный лагерь клуба Шудокай 2016

Сообщение Fundador » 17 апр 2017, 21:48

Предэкзаменационный лагерь клуба Шудокай 2016


Рассказ и перевод на английский: Михаэль Ишиматсу-Прайм
Перевод на русский: Антон Федотов

Ноябрь — важный месяц в кендо календаре, ведь третьего числа состоялся Чемпионат Японии. Кроме того, ноябрь — месяц экзаменов, когда в Токио проходит экзамен на 8 дан, и экзамены на 6 и 7 даны устраиваются в разных частях Японии. В преддверии этих событий, клуб кендо Шудокай проводит ежегодный предэкзаменационный лагерь.

Клуб кендо Шудокай был основан в 1986 году, он располагается в районе Инагэ города Чиба. Нынешний глава Шигематсу Кимаки сэнсэй, 8 дан кёси, инструктор по кендо Департамента Полиции Чиба. В 2016 году лагерь проводился 28 и 29 октября на приморском курорте города Кудзюкури. В нём приняло участие 40 членов Шудокай и гостей.

Первым пунктом программы в субботу стала лекция Муто Казухиро сэнсэя (8 дан кёси) из Кэйшичё (Токийского Полицейского Управления), после чего лекцию также прочёл Шигематсу сэнсэй. По завершению лекций участники лагеря провели тренировочный экзамен с 5 по 8 даны. Экзамены принимали Шигематсу и Муто сэнсэи, после чего участники сразу же получили их отзывы. Оба сэнсэя постоянно принимают участие в экзаменационных комиссиях и их советы бесценны. Автору не хотелось бы вспоминать своё выступление, но полученный отзыв дал много пищи для размышлений.

После тестового экзамена прошло кейко для всех участников, среди которых были и тинейджеры и люди в 80-летнем возрасте. По завершению все посетили горячие источники и отправились на автобусе во второе додзё для аса-кейко в 6 утра воскресенья.

Далее следуют записи лекций, которые читали Муто сэнсэй и Шигематсу сэнсэй. Это полезная информация для тех кто готовится к экзаменам, а также для практики кендо в целом.

Лекция Муто сэнсэя

Сегодня я хотел бы поговорить об аспектах кендо связанных с экзаменами. Прежде всего, я хочу спросить вас: цель ваших занятий кендо это сдача экзамена? Это лишь одна из целей кендо, идеалом же является “shōgai kendo”, кендо для жизни. Мне доводилось видеть людей, которые были сильны в школьные и студенческие годы, но после мы не слышим их имён, возможно потому, что им не хватало хорошей базы, кихона, и их учили только выигрывать. Это ошибка инструкторов. Если бы их обучали правильно, правильному кихону с детства, они смогли бы заниматься кендо и в 70 и в 80 лет.

Давайте пройдём по нескольким важным на экзамене моментам:

Чакусо

Важно, чтобы ваше снаряжение (кендо-ги, хакама, богу) сидели хорошо. Не позволяйте ги топорщиться над спинкой хакама. Она должна быть подтянута. Очистите её от белых пятен соли которые иногда появляются, так чтобы она выглядела прилично и не пахла.

Пять складок спереди хакамы и одна сзади должны быть прямыми и чёткими. Очень важно как вы носите хакама. Некоторые люди носят так, что задняя часть свисает ниже, но правильно когда ниже передняя часть. Для комиссии это очень заметно.

Длина мэн-химо установлена в 40 сантиметров от узла, но это не очень строгое правило. Для людей высокого роста допустимо чуть длиннее, но если они слишком длинные — это может стать препятствием к сдаче.

Важно то как вы надеваете богу. Мы все знаем, что правильно делать это сидя. Уделяйте этому вниманию во время ежедневных тренировок так, чтобы это стало частью вас, это отразиться на вашем кендо.

Синай

Используйте синай который подходит вашему телосложению. Я слышал, что другие сэнсэи советуют девушкам использовать более тяжёлые синаи чтобы стать сильнее. Я считаю это ошибкой: надо брать более лёгкий. Используйте подходящий вам синай.

Когда мы наносим удар, мы используем плечевые суставы, затем локи, а затем запястья. Когда вы используете более тяжёлый синай вы задействуете в основном плечи, а с лёгким синаем будете использовать больше локти и запястья. Мы знаем, что запястья, пожалуй, важнее всего для финального мгновения удара, и чем легче синай тем больше используются запястья.

Таким девушкам, использующим тяжёлый синай, может казаться что удары получаются более цельные, но на самом деле им не хватает физической силы чтобы эффективно орудовать синаем. Так что я рекомендую использовать более лёгкие синаи.

Мужчинам тоже следует найти идеальный вес синая для их телосложения, а потом использовать чуть более лёгкий. Так они смогут наносить удары запястьями более эффективно. Конечно, плечи и локти тоже используются, но в процентном отношении на запястья приходится около 50 процентов, на локти около 30, на плечи около 20. Попробуйте подумать об этом соотношении в процессе кейко. Поэкспериментируйте используя больше плечи, локти, запястья. Вы заметите, что запястья быстрее. Выполнение больших ударов в форме кихон требуют использования плечей, но они медленные. Проще наносить удары с ки-кен-тай-но-ичи используя более лёгкий синай, и это то что необходимо на экзамене.

Накаюи

Смысл накаюи — удерживать пластины синая вместе и обеспечивать безопасность. Идеальное место — четверть длины синая от кэнсэна. Однако, часто накаюи оказывается не на месте, например в 1/5 длины от кончика. Будьте с этим осторожны. Со стороны комиссии положение накаюи очень хорошо видно. Об этом обычно не говорят, но вы должны обратить на это внимание.

Цуба

Убедитесь, что между цубой и хабаки (кольцом цукагавы) нет зазора. Такое часто можно видеть у школьников, но на экзамене это недопустимо.

Хассэй

Это критический момент для экзамена. Когда начинается экзамен и вы встаёте, не торопитесь с киай: позвольте противнику крикнуть первым, а затем постарайтесь подавить его своим киай. Позволить противнику кричать первым не кажется хорошей идеей, но это производит впечатление на экзаменаторов. Это выглядит так, будто вы стараетесь контролировать противника своим киай. Это то, что все должны уметь, но на экзамене люди обычно нервничают и кричат сразу как только встают. Конечно, если ваш противник поднявшись не делает киай, не стойте просто так и не ждите. Время экзамена ограничено, мы должны это учитывать. Я делаю так киай на экзаменах, в кейко и в сиай. Это мой стиль. Мой стиль может вам подойти или не подойти, но попробовать стоит. Если это не подойдёт вам — оставьте, ищите свой путь.

Камаэ

Кендо начинается и заканчивается камаэ. Делать какари-кейко и кирикаэси тяжело, но это даёт вам силу в тандэн (низ живота) и развивает сильное камаэ. Комиссия видит есть ли у вас эта сила по камаэ. Конечно, не только какари-кейко и кирикаэси взращивают такую силу: преодоление любых трудностей в жизни придаёт мощь вашему камаэ. Не думайте, что кендо и жизнь — разные вещи. То есть, даже если вы не делали много какари-кейко и кирикаэси в молодости — это не значит что у вас не может быть сильного камаэ. Используйте жизненный опыт чтобы усилить ваше кендо.

Кихон

Кихон и базовые движения тела это то, к чему всегда надо возвращаться. Например, направление стоп вперёд. Если левая стопа чуть развёрнута, для движения вперёд вам придётся её подвернуть. Ахил при прямой стопе сильнее чем при развёрнутой.

Запястья также очень важны. Некоторые полагают, что люди делают сильные удары потому, что физически сильны. Это не так. Их сила рождается из эффективного использования тела и чёткой работы запястий. У них хорошо сбалансированы правая и левая руки. Очень важно, что они используют только необходимые мышцы, а остальные части тела расслаблены. Излишней силы нет. Такой подход делает удары мощными и позволяет практиковать долго.

Если вы постоянно делаете кендо “нечётко”, это станет в итоге вашим стилем. Я иногда вижу людей, чьё субури превосходно, но в кейко правильная форма исчезает. Они думают о том как ударить противника, а не о сохранении формы. Прямое кендо сделает вас, в конечном счёте, сильнее. Если в молодости вы делаете “разболтанное” кендо, возможно вы сможете нанести иппон, но продолжая в том же духе вы со временем потеряете эту способность и будете вынуждены прибегать к хитростям чтобы победить.

В конечном итоге, прямое кендо выигрывает. Об этом часто говорят опытные сэнсэи, но это сложно. Когда я был бойцом в полиции, я должен был побеждать и не мог думать о прямом кендо. Сейчас я понимаю его важность. Субури очень помогают этому.

Выполняя кирикаэси полностью вложитесь в последний удар мэн. Не бейте под углом. То как вы наносите последний удар определяет ваш рост в кендо.

Лекция Шигематсу сэнсэя

Прося совета у сэнсэев с которыми вы тренируетесь, вы, скорее всего, всё время слышите одно и то же. То что я скажу вам возможно не станет новостью и частично продублирует слова Муто сэнсэя, но это значит только то, что это действительно важно.

Экзамен это ситуация где вы можете продемонстрировать ваше кендо. Кендо, которое вы показываете на экзамене, должно быть вашим обычным кендо, не каким то специальным кендо для экзамена. Практика становится совершенной только если практиковать совершенно. Внимание к деталям жизненно важно.

Чакусо

Как сказал ранее Муто сэнсэй, чакусо это важная часть экзамена, особенно важно как надет мэн. Он сказал про мэн-химо, но ещё один важный момент о котором надо помнить следующий: смотрит ли экзаменующийся через мономи мэнганэ. Комиссия сидит сбоку от сдающих и если мономи слишком высоко или низко — это выглядит очень странно. Убедитесь, что она точно напротив глаз. Ещё один аспект чакусо это воротник и отвороты ги. Они должны быть прямы и подтянуты, плотно прилегать к телу.

Надевая хакама стойте прямо. Если завязывая химо вы наклонитесь вперёд, спинка окажется ниже когда вы выпрямитесь.

Рэйхо

Рэйхо (формы этикета) также важно на экзамене. Как предписывается AJKF, при правильном поклоне пятки должны соприкасаться, а стопы должны быть разведены под углом. Если пятки не вместе — это неправильный поклон и будет минусом.

Сонкё

Некоторые люди вставая из сонкё наклоняются вперёд. Сидя в сонкё держите спину прямо и вставайте будто вас поднимаю за волосы. Садитесь также будто вас держат за волосы. Для этого нужны сильные колени.

Хват синая

Кончик цукагава не должен быть виден под левой рукой. Это хорошо заметно комиссии и добавляет “минус” сдающему. Некоторые люди перхватывают левой рукой, но вы должны плотно удерживать хват левой, мизинец должен быть полностью сжат.

Кихаку (Дух)

Я сдал на 8-й дан в 2009 году, а перед этим посетил семинар где Чиба сэнсэй давал такой совет: “Если кихаку вашего оппонента на уровне 100, ваш должен быть на 150. Если у вашего оппонента 150, у вас должно быть 200.” Также Тахара сэнсэй говорил: “На экзамене важно не датоцу. Важно то, что происходит то того как удар нанесён, до того как выполнена вадза.”

Вадза

Учитесь захватывать инициативу в вадза. Вы сможете впечатлить комиссию если сделаете дэбана-мэн или дэбана-котэ. То есть, заставите противника начать вадза, но нанесите удар сами. Не надо просто ждать удара. Есть большая разница между ситуацией когда ваш противник смог ударить и когда вы заставили его ударить.

Сёкудзин и Коха

Сёкудзин и Коха это дистанции на которых встречаются фехтовальщики. Сёкудзин это когда синаи не пересекаются, а коха — когда пересекаются. В AJKF эти термины не используются, вместо них используются: тома, иссоку-итто-но-маай и чикама.

В поединке на катанах бой начинается когда киссаки чуть касаются. Быстро и не думая идти вперёд — это то что любят делать школьники и студенты, и это очень далеко от идеи применения катаны.

Некоторые сэнсэи говорят, что ожидание на дистанции сёкудзин это момент максимального спокойствия ума, оно даёт возможность выполнить вадза быстро и решительно. В этом положении вы можете нанести удар и получить удар (иссоку-итто-но-маай). На этой дистанции воспитывается ментальная сила человека.

Переход от сёкудзин к коха может произойти тремя путями: 1) вы двигаетесь из сёкудзин в коха; 2) ваш противник двигается в коха; 3) оба входят на дистанцию коха. Я думаю что важно захватить инициативу и сократить маай. Однако, входя на дистанцию коха вы, возможно, будете смущены, и испытаете “shikai” — одну из четырех “болезней ума”.

Не страшно пропустить удар. Ошибкой будет убирать голову в сторону или назад чтобы избежать удара противника. Это демонстрирует одну из четырёх “болезней ума” (страх, удивление, сомнение, колебание). Возможно самая большая болезнь это “uchitai, uchitai” (“хочу ударить, хочу ударить”), и это самая распространённая проблема на экзамене. Другая болезнь проявляется когда вы двигаетесь вперёд на близкую дистанцию.

На близкой дистанции многие люди не выдерживают давления и чуть отступают левой ногой. На кейко AJKF прошлым летом я видел Иваса Хидэнори, бывшего чемпиона Японии, только что сдавшего на 8-й дан с третьей попытки, в поединке с 8-м даном Ханси Ивататэ Сабуро сэнсэем. Иваса очень сильный боец, но под давлением Ивататэ сэнсэя его левая нога смещалась назад. Сместив назад левую ногу вы не сможете атаковать или выполнить каэси-вадза. Если не научиться этому в обычном кейко, вы не сможете сделать это в бою.

Во время Национальных Спортивных Встреч в Вакаме в 2015 году я был тайсё сборной Чиба и в четвертьфинале мы встречались с префектурой Иватэ. Когда я выходил на поединок счёт был равный и мне было необходимо победить. Я вошёл на дистанцию коха чтобы надавить на противника, но подумал, что бой может разрешиться и в энчо и мне не за чем торопиться. И я отступил. Это было легкомысленно с моей стороны, и после этого я просто не мог снова включиться в поединок. Моё сэмэ не было завершённым, и до того как закончилось время поединка я пропустил цуки. Мы проиграли и выбыли из турнира. В поединках и на экзаменах очень важно не отступать левой ногой, пожалуйста, подумайте об этом.

Ну что ж, теперь пора на тренировку.
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 959
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron