Форум клуба Катори


Форум Московского клуба кендо и кобудо Катори

Син-ки-рёку-ичи

Обсуждение статей, опубликованных на нашем сайте и не только...

Модератор: kre:all

Син-ки-рёку-ичи

Сообщение Fundador » 17 янв 2013, 22:19

Син-ки-рёку-ичи
От переводчика

Занятия кендо в нашей стране, как правило, носят практический характер, что соответствует практике принятой в Японии. Это замечательно, однако для европейского склада ума и способа мышления теоретические знания не менее важны, но здесь наблюдается явный дефицит. Литературы по кендо на русском языке нет, за исключением “Основ Кендо” Хироси Одзавы, теоретическое занятие в рамках семинара с сенсеями за последние годы я могу вспомнить только одно: подольский семинар Уэхара-сенсея.

Тем не менее, за века своего формирования и развития кендо накопило огромную теоретическую и философскую базу, которая также полезна и с практической точки зрения. В попытке хоть немного заполнить это информационный вакуум я хочу привести два текста касающихся концепции “Син-ки-рёку-ичи”. Важность этой концепции очевидна хотя бы из “Методической схемы практики Кендо” однако, большинство российских кендок этого термина, скорее всего, даже не слышали.

Снова прошу меня извинить за невысокое качество моего любительского перевода. Я старался сохранить максимальную близость к тексту, порой в ущерб литературности.



------------



Кодзима Масару (8 дан Ханси), Kendo World 5.4
Перевод с английского: Антон Федотов

“Син-ки-рёку-ичи” это больше чем “ки-кен-тай-ичи*”

Син-ки-рёку-ичи (единство сознания, духа и техники) достижение столь высокое, что случается, может быть, раз в год. Тем не менее, смысл в том, чтобы стремиться к нему в процессе тренировок постоянно. Именно так кендоки высокого уровня добиваются техники полной изящества и достоинства.

Меня часто спрашивают: “Син-ки-рёку-ичи и ки-кен-тай-но-ичи это одно и тоже?” — Нет, это разные вещи. Син-ки-рёку-ичи важно в семэ и в защите, в то время как ки-кен-тай-но-ичи важно только в ударе. В правилах поединка в кендо (Kendo Match Rules and Regulations), ки-кен-тай-но-ичи это по сути, то, что составляет требования к валидному удару, определённому как “точный удар или укол в целевую зону (дотоцу-буи) доспехов (кендо-гу) противника с использованием последней четверти синая (датоцу-бу), с соблюдением правильной траектории, с сильным духом, правильной стойкой и последующим дзансином”.

Так что же такое син-ки-рёку-ичи? “Син” (сознание) и “Ки” (энергия, дух) относятся к ментальным факторам, но они существенно различаются. Син означает состояние хэйдзёсин (безмятежное сознание) или фудосин (непоколебимое сознание), которое достигаются тренировкой сознания, восприятия и рассудка. Ки, в свою очередь, это внешнее проявление “син”, и включает ментальную и жизненную силу человека. Если “син” это “сэй” (безмятежность, спокойствие) сознания, то “ки” это “до” (движение) сознания. “Рёку” означает физическую силу, и соответственно, вадза или применяемые техники.

Иными словами, непоколебимый “син” и “ки” объединённые в “хара” (живот), мгновенно проявляясь в виде атаки, превращаются в син-ки-рёку-ичи. Основа всего этого — развитие неподвижного “син”. Этого можно добиться правильным дыханием, т.е. продолжительным дыханием нижней частью живота. Если вы сможете дышать таким образом ваша выносливость возрастёт, и вам всегда будет хватать дыхания.

Каждое утро я добирался на тренировки в Кагосиму около часа и практиковал дыхательные техники в машине по дороге. Большинство людей делают примерно 15 вдохов в минуту, я же старался добиться 5 вдохов. В начале это было сложно, я довольно быстро задыхался. Примерно после 6 лет ежедневной практики, я научился делать это не задумываясь. Это дало мне способность сохранять спокойствие и ясно видеть противника.

Люди умеющие контролировать своё дыхание двигаются гораздо более изящно и расслабленно. Они способны контролировать противника и мгновенно реагировать на открывающиеся уязвимости. Это именно то, что оценивают экзаменаторы при сдаче на высокие даны.

______________________
* прим. пер.: ки-кен-тай-но-ичи — единство духа, меча и тела



------------




Накано Ясодзи (9-дан Ханси), Kendo World 5.4
Перевод с английского: Антон Федотов

Понимание компонентов юко-датоцу

Вся сумма компонентов юко-датоцу обычно выражается понятием ки-кен-тай-но-ичи (единство духа, меча и тела), однако я предпочитаю использовать понятие син-ки-рёку (сознание, дух и техника). Это гораздо более широкое понятие чем ки-кен-тай, и я считаю что оно гораздо лучше подходит концепции “развития личности”, являющейся основным смыслом изучения кендо.

Син-ки-рёку-ичи покоится на трёх китах: сознание, дух и техника. Рёку означает физическую силу, и интерпретируется как техника или вадза, как проявление физической силы. Эти три кита не являются чем-то, что доступно только мастерам высокого уровня, эти вещи постепенно развиваются на всех уровнях.

Кит “Син”

Самый базовый уровень “син” начинает развиваться на начальном этапе, когда новичёк отрабатывает кихон раз за разом, пытаясь понять как он должен выполняться. По мере продолжения тренировок и достижения уровня 1-го — 2-го дана, он экспериментирует и развивается до тех пор, пока однажды не поймёт как это делается.

Достижение этого уровня понимания техники соответствует уровню уверенности в своих силах, и углублённого самоанализа своего кендо. По мере дальнейших тренировок и исследований, сознание практикующего становится более “просветлённым” и, наконец, на высшем уровне может быть достигнуто состояние “му” или пустоты. Это состояние сознания описано Миямото Мусаси в главе “Пустота” Книги Пяти Колец.

Кит “Ки”

На начальном этапе “Ки” это “агрессивность” и “взвинченность”, это воля к победе, проявляющаяся как “угрожающее давление” (сугоми ки). Обычно это напряжение сил (хару-ки). Это взрывное проявление внутренней энергии во внешнем движении. Этот тип ки подвержен влиянию эмоций. Это можно сравнить с солнцем поднимающимся над горизонтом, готовым осветить небосвод, или с набегающей на берег волной.

По мере развития кендока достигает уровня “непоколебимого” (суми) ки. Это состояние описано Миямото Мусаси: “Течение зимней реки / Отражает луну / В прозрачной воде как в зеркале”. Это преддверие перехода от “непоколебимого духа” к высшему уровню “ясного духа” (саэру ки). Таким образом, у ки есть три уровня: “агрессивный”, “непоколебимый” и “ясный” дух.

Кит “Вадза”

Первая стадия изучения вадза это форма. Необходимо изучить правильную форму каждой базовой техники. Это требует длительной практики, затем следует стадия дзюцу, предполагающая, что кендока способен применять техники стратегически. Кроме того, в дзюцу содержатся три элемента, которые следует понимать: маай; проблема “направления” в камаэ; и понимание идеального количества силы вкладываемой в удар.

Если практикующий освоил это аспекты, он может вступить на “Путь” кендо. Таким образом, настоящий мастер это тот, кто достиг высшего уровня “мусин” в аспекте сознания, “ясного духа” в аспекте ки и “мичи”, то есть “пути” в аспекте вадза.

Я считаю что все кендоки, даже дети, способны порой на то, что я называю “внезапный юко-датоцу”. То есть идеальный удар отвечающий всем требованиям, решительный, цельный и внезапный. Вопрос в том, можете ли вы наносить такие удары постоянно. Это доступно только настоящим мастерам кендо.
Сколько овцу не тренируй, волка из неё не получится :-)
Аватар пользователя
Fundador
 
Сообщений: 1242
Зарегистрирован: 25 янв 2010, 20:50

Вернуться в Статьи

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron