Боясь прослыть критиканом, все же осмелюсь спросить - а в чем, собственно проблема? Цель в иайдзюцу - порезать (порубить) внезапно. Естественно, порез должен существовать как простой факт
Было бы смешно, если бы меч не умел резать-сечь-рубить
Тамесигири (здесь я смешно так делаю пальчиками " " ) всего лишь "пробный рез". Современное понимание его - "могу ли я совершить качественный рез японским мечом". "Совмещение" тамесигири и иайдзюцу всего лишь проверка - а действительно реально можно одним движением выхватывая меч совершить эффективный порез? Не более того. Если ваша техника иайдзюцу/кэндзюцу хороша - тамесигири будет удачным
Короче - тамесигири для иайдзюцу интересна пару-тройку раз как проверка себя. Лично я со своей мелкой кочки не вижу особого смысла тратить много времени на тамесигири. Ну проверили вы себя, получилось. Завтра вы об этом забудете? Или режущие свойства меча изменятся? Или не доверяете себе, своим ощущениям, своим глазам? Друзья не верят? ну сделайте видео и показывайте всем
Друг срубил сноп потолще вашего? Аааа, так вот в чем дело, запахло мерянием
Есть у меня несколько наблюдений. Если брать иайдзюцу или иайдо, то в большинстве школ (старых и новых) - "форма" (ката) не позволяет наносить эффективные резы. Чтобы их делать - нужно нарушать форму. Ярчайший пример - движение нукицукэ в Катори, когда рукоять меча должна фиксироваться под предплечьем. Настоятельно советую не пожалеть времени (для последующего восстановления кисти
) и попытаться нанести рез в стиле Катори по массивному предмету (не тоненькой соломенной связке). Если отступить от формы и совершить реальный рез в иайдзюцу в Катори, то он возможен и вполне эффективен.
Следующее наблюдение - ношение меча за поясом (в стиле букэ дзукури или утигатана косираэ) это обычай периода Эдо. Да, в период Муромати утигатана стала вытеснять разные виды тати (которые носились лезвием вниз и имели специальное крепление для этого). Но во время войн доспешный самурай использовал тати. Поэтому выхватывание тати снизу вверх по диагонали вполне естественно (это я все про формы
), а вот катаны - не вполне. Вам приходится выворачивать левую кисть наружу, ограничивая подвижность предлечья (попробуйте на досуге просто подвигать левую руку вперед назад как-будто с ножнами, выгибая кисть туда-сюда), а от этой подвижности сильно зависит возможность правильного выхода лезвия из ножен. Так что горизонтальный или восходящий рез с выхватыванием из ножен скорее некая дань или отголоски техник с тати. А вот вывод катаны через верх (резом сверху вниз прямо или диагонально) вполне естественно. И там еще много подобных нюансов, связанных с перемещениями, положением тела, положением цели и т.п.
Или вот еще наблюдение - сэнсэи в Катори не запрещают тамесигири как некий элемент проверки качества вашей формы, но и не пропагандируют - не было этого в старые времена, их ответ. Делают ли они это сами? Конечно, но и не скрывают этого. Однако, их цель - периодическая проверка своего хасудзи, не более того. Катори нам не указ? Хорошо, всеяпонская федерация иайдо, насколько мне известно, запрещает тамесигири официально. (Представленные на видео люди, естественно, из других школ. Лично я очень уважаю Мацуой сэнсэя, он там на видео как раз много по делу критикует тамесигирщиков, однако, он всего лишь автор собственной современной школы будо, хотя и выдающийся).
Все это не запрет на собственно тамесигири. Хочется попробовать - пробуйте. Получаете удовольствие от постоянной рубки? Прекрасно.
Главное, как говорил один персонаж, не делать из этого культа
-------------
Это всего лишь мое скромное мнение
И им вполне можно пренебречь